Адвокат: В Украине половина трудоспособного населения не регистрируется там, где живет. Но государству выгодно вести тотальный контроль

Игорь Годецкий: Функции регистрации отдают тому, кто в ней заинтересован – местным властям, которые собирают налоги в местный бюджет

Фото: Игорь Годецкий / Facebook

С помощью обязательной регистрации места жительства граждан государство создает коррупционную систему, чиновники не признают фактического состояния дел – того, что половина трудоспособного населения Украины не регистрируется там, где она действительно живет. Такое мнение в комментарии изданию «ГОРДОН» высказал адвокат Игорь Годецкий.

С 4 апреля в Украине вступило в силу постановление Кабинета Министров №207, по которому адреса проживания граждан регистрирует не Госмиграционая служба, а местные власти.

«Функции регистрации отдают тому, кто в ней заинтересован – местным властям, которые собирают налоги в местный бюджет. Здания паспортных служб будут исключены из пользования МВД, а персонал – паспортисты – будут переведены в гражданские госслужащие в госадминистрации, картотеки также передадут. Пострадает один человек – начальник паспортного стола, офицер милиции. Он должен стать либо гражданских, либо участковым в райотделе. Паспортисты ЖЭКов останутся на своих местах», – отметил он.

По его мнению, в Украине «половина трудоспособного населения не регистрируется там, где она живет».

«Технически создается коррупционная система, когда чиновники не признают фактического состояния дел. Какой-то милиционер, чиновник или дворник может кого-то укусить. Сумма укуса – 51 грн, человеку будет их легче заплатить, так как консультация юриста стоит больше, в Киеве – около 1000 грн», – сказал он.

Годецкий отметил, что «в украинском законодательстве сказано, что люди имеют право на свободу перемещений на основе Конституции, законов и международного законодательства».

«Ведь международные договоры, ратифицированные Украиной, даже выше нашей Конституции. Благодаря этому, например, в Украине заключенные голосуют на выборах, даже те, у кого пожизненный срок. Для сравнения: в России послали нафиг международные документы и заключенным запретили голосовать, сказали: «Наплевать нам на международную конвенцию, которую мы сами ратифицировали», – сказал адвокат.

Он подчеркнул, что «международная концепция о свободе передвижения, которая утверждена в декларации ООН, ни о какой регистрации не говорит».

«Однако есть и международный фундамент проблемы – все государства чихать хотели на это и останавливают мигрантов на границе, не дают им и многим другим виз. С одной стороны, есть Международная конвенция о свободе передвижений, а с другой – таможни и всякие блоки», – добавил Годецкий.

Он отметил, что «в украинской Конституции сказано, что наше государство – социальное, которое направлено на удовлетворение потребностей граждан».

«Регистрация – это удовлетворение потребностей государства. Оно должно посчитать людей, чтобы принимать какие-то решения. Но для этого не обязательно вводить прописку. Учет людей можно вести, подсчитывая, допустим, потребление хлеба или электричества. Но государству выгодно вести тотальный контроль. Например, в Америке нет регистрации. Она предусмотрена, если человек обладает средством повышенной опасности – автомобилем или оружием, – государство регистрирует такое право. Или же, если человек обладает недвижимостью и должен платить налоги, он регистрируется как налогоплательщик того или иного муниципального округа», – рассказал он.

По его словам, с помощью регистрации украинское государство решает различные задачи.

«Говорят, что институт прописки помогает искать преступников, но мне это кажется сомнительным – вряд ли они станут регистрироваться под настоящими именами.Также невозможно собирать налоги без регистрации. Государство преследует и хорошую цель – не привязав людей до определенного места, невозможно, создать реестр избирателей, чтобы избежать манипуляций на выборах», – отметил Годецкий.

По его мнению, «в Украине человеку нужна регистрация, если он хочет голосовать на выборах, но при этом не тратить время и силы на оформление открепительных талонов».

«В таком случае гражданин может зарегистрироваться по месту временного проживания. Но избирать – это право украинцев, а не обязанность, как, например, в Австралии, где тех, кто не ходит на выборы, штрафуют», – сравнил юрист.

«Если человек хочет получать социальную помощь, допустим, возмещение части коммунальных услуг, он регистрируется в конкретном месте. Это проблема государства – создавать базу и следить, чтобы одни и те же люди не получали помощь в разных местах», – добавил он.

Адвокат отметил, что можно избежать штрафа за отсутствие прописки более 30 дней.

«Люди, которые внимательно читают законодательство, могут обратить внимание, что сказано: наказывают лиц, которые снялись с учета в одном месте и в течение более 30 дней не стали на учет по избранному ими месту постоянного проживания. Данная эта юридическая конструкция имеет две составляющие: «снялся с учета», потом «выбрал место постоянного проживания», и только после этого начинается учет 30 дней. Милиция будет говорить: «Уехал более 30 дней назад, и не зарегистрировался – штраф 51 грн». А человек может сказать, что еще не выбрал постоянного места обитания: «Я здесь временно. У меня есть несколько мест проживания, я еще не выбрал главное», – отметил он.

Годецкий подчеркнул, что «в Гражданском кодексе сказано, что человек может иметь несколько мест проживания».

«Даже украинские законы трактуют по-разному – мы можем иметь несколько мест проживания, но регистрироваться только в одном. Любая несостыковка законов в социальном государстве трактуется в пользу людей, граждан. Административный кодекс предусматривает ответственность, но, поверьте, милиционер не станет морочиться и составлять протокол на 51 грн, если человек будет защищать свои права. Это когда, допустим, человек без прописки потерял паспорт и восстанавливает его, то ему вдогонку «навесят» штраф», – считает он.

Адвокат отметил, что «в законодательстве используется два термина – «место проживания» и «место регистрации».

«По идее, в паспорт нужно было бы ставить два штампа – район проживания и адрес, и тогда я в районе проживания плачу налоги, голосую на выборах и могу пользоваться административными услугами. А если, например, человеку присуждают домашний арест, то, конечно, он будет по адресу регистрации», – сказал юрист.

По его мнению, из-за постановления кабинета Министров №207 «могут возникнуть проблемы, так как оно ограничивает возможности регистрации в социальных центрах количеством кроватей, в таких центрах».

«Это нововведение появилось из-за манипуляций беженцев из Донбасса и Крыма. Сначала местным властям разрешили регистрировать беженцев где угодно, в том числе в социальных центрах, без ограничений. Сейчас, когда власть поняла, что есть масса мошенников, она заняла такую позицию: «Будем платить только тем, кто фактически переехал». Кроме того, нельзя регистрироваться в частных центрах, а только в государственных и коммунальных, в которых по Украине порядка 1800-2000 кроватей. Но и это можно обойти – государственные центры смогут арендовать койки в частных, допустим, за одну гривну», – сказал Годецкий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.