Колоссы Мемнона в Луксоре (Египет)

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно топить, край солнечного диска пронеслись первые лучи через окружающую пустыню. Это утро в Луксор, как это произошло здесь тысячи лет, освещая и наполненные замороженными света гигантские пирамиды, Нил, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумной, крикливой толпы. Вот он подкрался к подножию двух гигантских, безликих каменных статуй, на мгновение остановился, как бы спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их Золотой рассвет, двинулись дальше…

Почти три с половиной тысячи лет, Колоссы Мемнона молча сидящих на своих каменных постаментах, предваряя вход в величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта, Аменхотеп III. Две статуи, он сидит на троне, обратившись лицом к востоку, навстречу солнцу. Его руки покорно сложены на коленях, и ножки вырезаны фигуры двух женщин. Один из них — его жена Тея, а другой его мать, Mutemwiya. На боковых панелях сохранились изображения Бога Нила – хапи.

Мы можем только гадать, как доставленного на строительную площадку на расстояние 670 километров огромные многотонные блоки песчаника кварцита, добытого в каменоломнях близ современного Каира. По расчетам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона — щедрая дань культу мертвых, который дал мощный толчок для развития древнеегипетской культуры. Чтобы сохранить покой умершего фараона, воплощенного божества, которые покинули пределы земли и обрели вечную жизнь по ту сторону существования, в прежнем блеске и величии – это идея скульптурной композиции.

Колоссы Мемнона был первоначально предназначен, чтобы охранять вход в поминальный храм Аменхотепа. По свидетельству современников, грандиозность и великолепие храмового комплекса не было равных в Древнем Египте. Площадь храма составила 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III и Рамсеса II и Рамсеса III так и не смог победить его .

Храма была непростая судьба. От древнего греческого историка и географа Страбона, которые были свидетелями разрушительного землетрясения в 27 г. до н. э., до нас дошли воспоминания о значительный ущерб Северо фигуры. Уже в XIX веке в знаменитой литографии 1840 года, мы видим памятник, окруженный водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила был значительно поврежден их основания. Но это частичное разрушение одного из гигантов дал им мистическую окраску. Может быть, изменения температуры и испарения влаги внутри неисправностей с легким дуновением ветра вызвало странные звуки, которые напоминают легкие стоны или свист.

Колоссы Мемнона начал «петь», что привлекло к нему тысячи путешественников со всего мира, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут вмешался римский император Септимий север в 199 отдал приказ заклеить поврежденный участок и тем самым ублажить Оракула. Так что «пение» прекратилось навсегда.

Былом величии заупокойного храма Аменхотепа III, почти ничего не осталось, кроме двух полуразрушенных статуй. И виноваты здесь не только время и частые наводнения. Ученые не исключают, что египетские цари более позднего периода часто использовали плиты храма для строительства других сооружений, уже увековечения их памяти.

Колоссы Мемнона, который, кажется, уже известен всем, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий Египтолог Райнер Stadelmann во время реставрации статуи нашли на головные уборы живописи царицы и фараона полихромная, и чудом сохранившиеся подводка для глаз выбит глаз.

Современный Луксор-это туристическая Мекка. Удобное расположение делает его доступным для экскурсии в любом уголке Египта. Например, из Хургады, популярного среди россиян курорта можно добраться всего за час. Экскурсия в Луксор сделает эту поездку просто незабываемой.

И еще, почему статуи Аменхотепа III было дано имя Мемнона? Разве это не имя Эфиопского царя, по преданию, павших в Троянской войне от руки Ахилла. Видимо, путаница была привезена греками, которые приняли Nimaatra (тронное имя Аменхотепа III), для Мемнона. В переводе на русский язык оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится к периоду расцвета Египта. Когда он установил дипломатические отношения с Вавилона, Сирии-Палестине, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери Вавилонского царя и суд египетского правителя потряс своей роскошью. Кроме Заупокойного храма во время его правления было построено множество великолепных зданий, среди которых величественный рестайлинг и колоннаду в Луксорском храме.

Мумия Аменхотепа III был обнаружен в 1898 году в одном из углублений долины царей.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стали появляться потерянные изображения храма. У первого пилона была статуя. Дальше на Запад простирался обширный суда, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храма продолжались гигантские колоннады процессии, алебастровые колоссы у третьего пилона и крытый двор с огромной статуи царя в облике Осириса.

В южной части двора был Сфинкс — точная копия в Санкт-Петербурге и в Северо — Сфинкса в образе царицы тейе. За двор был крытый колонный зал. Между окрашенный и обитый золотом колонн в форме Пучков папируса стояли многочисленные статуи богини Сехмет, охраняющие святая святых, где статуи божеств и, возможно, сам Фараон.

Храм был специально построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть свое величие, предполагалось затопление двора во время наводнения, и храм тогда, как бы уподоблялась земле, создал в начале всех начал. Однако, не все удалось представить. Фундамент оказался ненадежным и колонны, которые стояли прямо на земле, под собственной тяжестью начал тонуть и, в конце концов рухнула, что обречена храм на уничтожение.

В истории Древнего Египта остается множество белых пятен. По мнению известного российского Египтолога, руководителя отдела Древнего Востока Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не расследованы. Среди них, в дельте Нила, где культурный слой находится глубоко под речными отложениями. Плохо изучал памятники в музеях мира.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, их истории не зафиксировано. Для них это была просто смена циклов – годового, царственная, и др. К чести ученых, которые узнали, что к началу XX века достаточно легко читать древние египетские тексты, наши знания о далеком времени значительно возросла. Однако полное теоретическое понимание языка и системы письменности еще далеко.

Не обошли вниманием эпохе правления Аменхотепа III. Египтологи спорят о том, так называемые «сцены из божественного рождения Хатшепсут и Аменхотепа III, изображены на Дворец из Дейр-Эль-Бахри в Луксоре, пропаганды или религиозные документы. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «чудесное рождение царя Амона-Хотеп III и другие египетские исследования», утверждал, что причин для создания сцены рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относится к замена культа Бога РА, культ Бога Амона.

Интересный и необычный взгляд на историю Древнего Египта два наших знаменитых земляков, математиков г. в. Носовского и А. т. Фоменко. По их расчетам, описываемые события – не в ту седую старину. Все это якобы происходило в эпоху завоевания Мамлюков в XIII – XIV веках нашей эры, а в Египте был только на окраине огромной Империи Руси – Орды. Выглядит совершенно парадоксальное утверждение, что один из колоссов Мемнона, восседающий на троне с изображением православного креста на спине. И самое интересное, он действительно существует. Нам остается только надеяться: истина где-то рядом.

И все-таки, лучше один раз увидеть. Без ущерба для пребывания в уютном, солнечные пляжи Хургады и Шарм-Эль-Шейх, миллионы туристов со всего мира приезжают в Луксор, чтобы увидеть эти огромные, загадочные каменные фигуры с размытыми лицами, стоящими на страже ушедших веков.

Раздел Египет на форуме: Египет на форуме

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.