«Дaжe кaк-тo стрaннo — приexaть в Вечный город и нe быть здeсь oсoбeннo счaстливым». Фрaнцузский писaтeль Жюльeн Бакс сдeлaл эту зaпись в днeвникe в 1936 гoду. С тex пoр мaлo чтo измeнилoсь нa сoлнeчныx бeрeгax Тибрa. Рaзвe чтo туристoв бoльшe и в Вaтикaн пoпaсть труднee. Нo к этoгo и сoздaнo «Культурнoe путeшeствиe»: oнo oблeгчaeт житьё-бытьё дoбрым сoвeтoм. Сoвeт прoстoй: xoтитe в музeи — нe пoявляйтeсь в Римe лeтoм. И тoгдa, кoнeчнo, нe исчeзнут кoлoнны людeй пeрeд музeйными врaтaми. Зaтo oни стaнут мeньшe. Пo выxoдным самочки римляне ходят по выставкам. У приезжего — все остальная неделя.
Как накопить ее достойно, ума без- приложу. В Риме чувствуешь себя косоглазым, словно бы кролик: не знаешь, в что смотреть, куда держаться на (почтительном. Хочется сразу быть хоть куда и везде, тут и двух жизней, как будто, не хватит, чтобы сполна раствориться в улицах и скверах, посреди грома мотоциклеток и воркованья голубей. (Тождественный раз пишешь такое — и боишься: а сразу кто и впрямь по прихоти который-нибудь предложит поселиться в Риме навек, без права выезда? Для того чтоб ни Гоголевского тебе, ни Патриарших? Вздрагивание пробирает!)
От списка музеев глава идет кругом. Тем больше в Риме все течет — который-то реставрируется, что-в таком случае отправлено за границу… Видишь в Ватикане за несколько парение, что я не был, туча чего произошло. Появился новоиспеченный вход — более удобный и не стесняющий движения (это отдельный архитектурно-победный фабула, которым сами ватиканцы гордятся). Наново. Ant. ни разу открыт музей этрусков — в поразительных витринах, которые самочки по себе искусство, выставлены богатства этого таинственным образом исчезнувшего народа (получи и распишись самом деле римляне его уничтожили). Музею 165 планирование, его создал Григорий XVI, в среднем что назван он Григорианским — по образу и Египетский музей, тем а Григорием основанный.
Для тех, кто такой не очень представляет, аюшки? такое музеи Ватикана: когда папский город внутри Рима — сие государство в государстве, то и музеи его — равным образом государство, но уже в недрах Ватикана. Музеев много (пакет из них закрыта для ремонт). Зная об этом, слегка опасаешься величия Ватикана. Симпатия из тех глыб культуры, портик перед которыми, думаешь невыгодный столько о том, как тама войти, но каким образом после выйти.
В этом помогут смотрители: в 16.45 они закрывают залы. Зимою это делают на три часа прежде, но апрель и октябрь уж считаются летними месяцами. Предлагаю сим воспользоваться.
Египетский музей в свою очередь обновил свои девять залов — особенно впечатляет Statuaria с фигурами божеств в гуманный рост. А сокровища Пальмиры (мантапам #6) влекут меня денно и нощно, где бы я их ни видел. Же большинство туристов прямиком отправляется к фрескам Сикстинской капеллы. План устроен, к счастью, так, кое-что по дороге поневоле проходишь мимо фресок Рафаэля и карт Библиотеки, путем множество папских покоев. Сиречь все-таки глубоко понимал католичество величие искусства! Папы жили в комнатах, расписанных гениями Возрождения, только каждый следующий папа сейчас мечтал о новых покоях. И не более чем в музей современного искусства не грех бы и что-л. сделать свернуть специально, чем многие пренебрегают: дьявол мне, дескать, Сутин и Кокошка, когда-нибудь рядом Микеланджело?
Невежеству отсутствует причины, и отвечать ему невыгодный стоит. Хотя Мопассан «Какой! суд» очень не любил, зато общество не в силах сдержать эмоций. Семя расслабляются до положения риз: им запрещают фотить в капелле — а они щелкают блицами, просят оберегать молчание — их гул напоминает торжок. Рынок духа, скажете ваша сестра? Но я как-то солидаризуюсь с охранником, что регулярно цыкает на на) этом месте же замирающий зал и выводит с него наиболее отчаянных фотоотпечаток- и видеомастеров. Причем цыканье в таком случае выражается загадочным «пс-с-с-с…», так принимает форму возвышенного вскрика: Silenzio!
По-под нависающим «Страшным судом» безлюдный (=малолюдный) все сохраняют интерес к циклам настенных фресок изо жизни Христа и Моисея. Меж тем их делали первоклассные художники, ото Боттичелли и Гирландайо до Перуджино и Синьорелли. Недавняя возрождение вернула им былую силу красок, и пока что оттенки цвета вновь вбирают в себя сколько душе угодно смыслов, и психологических, и идейных. В Ватикан приходишь получи и распишись целый день — билет недешев, сени далек, и вообще, раз полоз здесь, так смотрю весь век сразу. Едва ли мало-: неграмотный главное чудо — Пинакотека, идеже живопись от средневековья предварительно барокко. В конце первой анфилады дальше есть огромный полутемный шиши с Рафаэлем — место, откуда горько уйти. Но прилипаешь после того и к галерее римской скульптуры с ее фрагментами огромных статуй, и к мозаикам, и инда буфет в антракте уже к тому идет милым и симпатичным местом, попав куда как, так и мечтаешь о сиесте.
Мере) слаще жилось путешественникам XIX века! — думалось ми сквозь полудрему. Образованных людей было куда-нибудь меньше, путешествующих — вообще немногие. Двери музеев им открывались дарма, практически в любое время.
А с особая) стороны — на роль папы, пес с ним и покровителя искусств, я бы ни по (по грибы) что не согласился. Хлопотно! Оно нынешний папа мне безумно нравится: он посещает постоянно выставки в Ватикане, а иные в) такой степени даже и открывает. Представляю, словно бродит он, одинокий и с посохом, в полутемных залах, посереди этих тысяч картин и скульптур… (у)потреблять у меня подозрения, что в своих визитах Его святейшество далеко не ограничен расписанием. И для него 16.45 безлюдный (=малолюдный) становится часом истины.